Какая должна быть структура у сценария фильма ужасов?
Сегодня российский кинопром переживает настоящий бум фильмов ужасов. Ещё недавно «Вий» (1967) оставался единственным отечественным ужастиком. А сегодня таких фильмов уже несколько десятков. И каждый год их снимается всё больше.
Интерес продюсеров к жанру понятен. При небольшой себестоимости фильмы ужасов хорошо окупаются. До сих пор у всех на слуху «Ведьма из Блэр» (1999) и «Паранормальное явление» (2007), собравшие немыслимую кассу с бюджетами в несколько десятков тысяч долларов.
Статья «Как написать сценарий для фильма ужасов» расскажет, как правильно структурировать картины этого жанра, чтобы не обманывать ожиданий зрителя.
___________________
Этим утром я работала над сценарием фильма ужасов, и обратила внимание, что структура классического хоррора отличается от типичного путешествия героя.
Я попыталась ответить на два вопроса: Что есть структура хоррора? И какова цель хоррора? То есть, чего он должен достичь? Как мы узнаем, что мы достигли успеха или провалились?
Давайте разберём всё по частям.
Цель хоррора
Что должна делать хорошая хоррор-история? Какова её функция?
Тут всё просто! Она должна вселять ужас. Или, как минимум, здорово нас беспокоить. Если к концу фильма вы не напуганы, то каким бы замечательным фильм ни был, это точно не фильм ужасов!
Структура хоррора
Из чего состоит ужастик?
Над этим я думаю уже много лет. И вот к чему я пришла.
Я позаимствую структуру у Кристофера Воглера, которую тот позаимствовал у Джозефа Кэмпбелла в «Тысячеликом герое».
Исходная ситуация/Обыденный мир
С этого всё начинается. И тут у нас будет несколько подпунктов.
А. Герой делает что-то повседневное.
Герой/протагонист активен.
Предположим, герой идёт на свидание. Затем он и его спутница встречают друзей. И затем пусть они все отправятся в небольшое путешествие. Это отличный способ представить зрителю ваших персонажей. Не забудьте добавить предчувствие опасности.
Или, например, мать играет в прятки со своими детьми.
Б. У нас проблема
Что-то идёт не так.
Мать не может найти своих детей.
Или студенты, отправившиеся в путешествие, заблудились.
В «Хижине в лесу», к слову, у них ломается GPS.
Где-то в первом акте должна быть озвучена основная тема или мораль фильма. К примеру, в «Хижине в лесу» на восьмой минуте Марти говорит: «Обществу надо распасться, но мы слишком трусливы, чтобы дать ему это сделать».
В. Предупреждение
В этой части происходит что-то, отчего сознательный человек дважды бы подумал продолжать путь.
Например, когда студенты заезжают на заправку, они сталкиваются с гнилозубым чуваком в рваной спецодежде, у которого спрашивают дорогу. Он-то и указывает им путь.
Врываемся во второй акт: протагонист делает выбор
Мне кажется, что вход во второй акт происходит, когда протагонист сознательно игнорирует предупреждение. И «сознательно» тут ключевое слово. Это должно быть проявлением воли. Герой должен выбрать свой путь.
Как правило, так и происходит. Хотя, я уверена, есть ужастики, которые нарушают это правило.
Обычно, второй акт начинается, когда герой соглашается «вступить в игру». Можно сказать, что в фильмах ужасов герой негласно соглашается «вступить в игру», игнорируя предупреждение
Исходная цель достигается, либо меняется
Почти немедленно после вхождения во второй акт проблема меняется.
Это ещё одно различие структуры ужастика от структуры обычной истории.
В обычной истории, как правило, сначала изменяется ситуация, а затем герой «вступает в игру». Но в ужастиках, похоже, чаще всего герой сначала игнорирует предупреждение, и только затем продолжает двигаться к своей исходной цели.
В другом варианте исходная цель героя меняется.
Например, в «Хижине» студенты игнорируют предупреждение (негласное) и продолжают следовать своей первоначальной цели найти хижину. Хижина и территория вокруг неё – это особый мир приключения. Здесь студенты исследуют хижину и пытаются понять, что это за место. Исходная цель героев достигнута.
Другой пример: мать понимает, что её дети пропали. У неё больше нет цели найти, где дети спрятались. Она знает, что они пропали. Теперь её цель – найти, кто забрал её детей, и вернуть их обратно. Цель героя изменилась.
Ложное решение
Часто в таких фильмах есть ложное решение. Происходит какое-то событие, и протагонист чувствует, что проблема решена, либо кто-то другой, более опытный и компетентный, справится с ней.
Пример. Мать не может найти своих детей, поэтому она звонит в полицию. Подозрительно скоро появляется полицейский офицер. Это кто-то, кого мать знает, кто-то, кто обо всём позаботится.
Ложный злодей
Часто, когда есть ложное решение, протагонист – возможно, с помощью настоящего злодея – начинает подозревать одного из своих друзей/союзников. Когда ложная угроза локализована – протагонист расслабляется.
Вскоре после этого появляется настоящий убийца. Часто он раскрывает себя по ошибке. Выдаёт информацию, которую не должен знать, или, наоборот, которую мог знать только убийца.
Кульминация
Это битва протагониста и антагониста/злодея. И обычно, протагонист побеждает.
Но в ужасах часто всё бывает иначе. Протагонист может не только проиграть, но его участь может стать хуже, чем мы могли себе представить.
Не забудьте добавить несколько проходных персонажей, которые умрут ужасным, мерзким, таким отвратительным способом, что будет невозможно смотреть.
Но это не единственная структура. Существует много путей структурировать ужастик.
10 шагов, чтобы написать сценарий к фильму ужасов
В замечательном блоге Хенрика Холмберга «10 шагов, чтобы написать сценарий к фильму ужасов» автор немного иначе подходит к задаче, и выделят десять этапов.
Вот, что он пишет:
Ужасы имеют определённые правила. Если вы нарушите слишком много из них, зритель разочаруется.
Вот очень короткая, без лишних слов, инструкция, как написать сценарий ужастика.
1. Крючок. Начните с главного – сразу погружайте зрителя в саспенс. «Крик» начинается пугающими сценами, где Дрю Берримор говорит по телефону с киллером.
2. Изъян. Представьте нам вашего героя. Наделите его изъяном. До того, как вы подвергните героя опасности, мы должны сопереживать ему. Мы должны желать нашему герою успеха. Так что, сделайте его человеком. В «Знаках» Мел Гибсон играет священника, потерявшего свою веру, после смерти жены.
3. Страх. Вариация Изъяна. У героя есть страх. Может быть, страх высоты. Или клаустрофобия. В «Челюстях» Рой Шайдер боится большой воды. В конце он вынужден сражаться со своим страхом, отправившись в океан, чтобы убить акулу.
4. Некуда бежать. Герой должен быть в ограниченном пространстве, чтобы у него не было возможности слинять. Типа как отель «Оверлук» в «Сиянии».
5. Предварительные ласки. Дразните зрителя. Пусть он подпрыгнет от ужаса там, где нет ничего ужасного. Например, кот выпрыгнет из-за шкафа. Не жалейте предварительных ласок до того, как приведёте зрителя к настоящему монстру.
6. Зло атакует. Пару раз где-то в середине сценария покажите, насколько злым может быть чудовище, когда оно нападает на своих жертв.
7. Расследование. Герой проводит расследование и докапывается до правды, стоящей за всем этим ужасом.
8. Решающее сражение. Финальная битва. Герой должен встретиться лицом к лицу и со своим страхом, и с монстром. Герой использует больше свой мозг, нежели мускулы, чтобы обмануть монстра. В конце «Таинственного леса» слепая девочка обманом загоняет монстра в глубокую яму.
9. Последствия. Всё возвращается на круги своя, но герой – изменился. В лучшую или худшую сторону. В конце «Знаков» Мел Гибсон снова надевает свой воротничок – его вера к нему вернулась.
10. Зло затаилось. По каким-то признакам мы видим, что зло может вернуться когда-нибудь в будущем. Почти каждая серия «Пятницы 13-й» заканчивается намёком, что Джейсон ещё вернётся.
Ну что ж, теперь вы готовы. Не теряйте времени!
Идите, и напишите фильм ужасов, от которого волосы встанут дыбом, кровь свернётся в жилах, и сам Фредди Крюгер обмочит штаны.
Карен Вудворт
ИСТОЧНИК